Главная
Уроки Access
Пр. работы Access
Уроки Excel
Пр. работы Excel
Уроки Word
Пр. работы  Word
Тесты
НП-работа
Дидак. материал
Литература

Научно-педагогическая работа

Из всех многообразных видов деятельности, которыми заняты люди, ни в одной из них практика так не далека от теории, как в образовании. Несмотря на то, что современная психологическая и педагогическая науки проявляют большую настойчивость в раскрытии природы образовательного процесса и наработали в этой области значительный материал, практическое обучение и воспитание людей все еще осуществляются с ориентировкой на примитивный здравый смысл и первозданные инстинктивные (еще от Адама и Евы) методы передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Несмотря на то, что эффективность этих методов самая минимальная из всех возможных в настоящее время, другие методы обучения и воспитания человека, намного более эффективные, найденные путем интенсивных научных исследований тысяч и тысяч психологов и педагогов, к сожалению, мало или совсем не знакомы школьному учителю и даже университетскому профессору. Невостребованность психолого-педагогической науки практикой является величайшим парадоксом нашей жизни, поскольку ни в одной другой области человеческой деятельности этого уже не наблюдается. Объяснять это явление тем, что поскольку преподаватели никак не отвечают за качество своей работы и за успеваемость учащихся, постольку они не интересуются педагогической наукой, означало бы сильно упрощать картину и видеть только ее отдельный фрагмент. Да, в этих условиях преподавателю незачем изучать педагогическую теорию, он вполне может обходиться своими педагогическими инстинктами. Однако многие исследователи, не хотят замечать и того факта, что, если бы учитель даже изучил современные психологическую и педагогическую теории образования и обучения, то он все равно бы не сумел применить их рекомендации на практике. Когда один учитель управляет учением трех-четырех десятков учащихся, ему не до педагогических тонкостей различных теорий. Только в строго индивидуализированном процессе обучения можно осуществить личностный подход к управлению учением каждого учащегося и в этом учитель сегодня получает достойного коллегу - современный компьютер, единственно кому посильна задача индивидуализации обучения в массовом образовании. Это, однако, не означает, что принесенный в классную комнату компьютер, немедленно начинает свою педагогическую революцию. Это может сделать только такой компьютер, в память которого заложено специальное психолого-педагогическое обеспечение, богатый дидактический и практический материал в конкретной предметной области.

 
           1. Информатизация образования

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс его информатизации. Начавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.

Информатизация — одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса. Вместе с тем она является важнейшим фактором развития современного общества, оказывающим влияние на общественные отношения как внутри каждой страны, так и между странами и народами. Мы являемся свидетелями активного воздействия информатизации на материально-производственную и социокультурную сферы жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. Этому способствуют современные технические достижения (персональные ЭВМ, оптоволоконные каналы связи, системы электронной почты и т. п.), обеспечивающие создание и функционирование высокоавтоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к хранилищам информации. Фактически это означает, что информационная среда дает решение глобальной проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте. С другой стороны, среда заставляет по-новому подойти к достаточно традиционной проблеме отношения субъекта и орудия его труда, по-иному рассматривать перспективы научно-технической революции и цивилизованного развития общества.

Для характеристики информационного общества и построения концепции информатизации часто используются понятия «электронизация», «компьютеризация», «информатизация», «информационное общество», «информационные технологии».

Электронизация охватывает чисто технические процессы, связанные с развитием полупроводников и их внедрением в самые разные сферы национальной экономики, непроизводственной сферы, научных исследований. Но их внедрение отнюдь не означает, что общество, производящее и использующее такие приборы, вступило на путь интенсивной информатизации.

Компьютеризация общества тесно связана с его электронизацией, но не сводится к ней, хотя терминологическое смешение этих процессов имеет свои основания: переход от ламповых ЭВМ к ЭВМ на полупроводниках подготовил широкое внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека. Радикальные изменения, которые за этим последовали, получили название «компьютерной революции». В строгом смысле слова компьютеризация означает разработку, производство и широкое использование компьютерной техники в производстве, науке, образовании и т. д.

Одним из базовых элементов процесса информатизации являются новые информационные технологии (НИТ). Это еще одно активно развивающееся в настоящее время понятие. И если пока нет единства в научном толковании информационной технологии, то, по крайней мере, оно есть в отношении того, что само это понятие необходимо для семантического описания процессов информатизации, компьютерной революции. Традиционная технология, как известно, сводится к определению состава и последовательности системы производственных операций, главной целью которых является достижение максимального производственного эффекта. Информационная технология охватывает область проектирования и управления максимально экономичным производственным процессом. Она учитывает все возможные связи производства и окружающей нас среды, последствия реализации производственного процесса для всех имеющихся ресурсов в соответствии с социокультурной динамикой. НИТ включает также технологию проектирования и производства машин и устройств, в том числе аппаратных средств ЭВМ, и технологию разработки и подготовки, в том числе программных средств ЭВМ.

Вместе с тем информатизация — это процесс, который не сводится к одной лишь технологии или технике, к каким бы высоким уровням они ни принадлежали.

Информатизация представляет собой экспоненциально нарастающее производство и использование информации, прежде всего знаний, в интересах человека и общества в целом. Она надстраивается над технологическим базисом и, охватывая сферу экономики, политики, культуры, быта и индивидуальной жизни, ведет к глубоким структурным, социально-культурным и духовно-культурным инновациям. Ее центральными проблемами становятся производство, распространение и преобразование общедоступной информации [1].

Особый круг проблем, связанных с информатизацией, представляет исключительно быстрое становление и универсализация телематики единой компьютеризованной системы средств массовой информации. Это качественно новая информационная инфраструктура общества, которая объединяет компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи и т.д., на основе которой создаются локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы. Всемирная сеть Интернет сегодня стала среди множества вариантов телекоммуникационных технологий безусловным лидером. Развитие телекоммуникационной структуры (прежде всего, сети Интернет) привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха.

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но и которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

В России один из важных шагов в области информатизации образования был сделан в 1985 г., когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Информатизация образования представляет собой процесс создания развитой информационно-образовательной среды (ИОС). Это процесс связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования, но и предполагает также подготовку учебно-методических комплексов нового поколения, формирование принципиально новой культуры педагогического труда в условиях новой информационно-образовательной среды [10].

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Процесс информатизации образования в России развивается по четырем основным направлениям:

1. Оснащение образовательных учреждений современными компьютерами и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционное преподавание учебных дисциплин, средства ИКТ стали развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем получили повсеместное применение и способны поддерживать практически все многообразие образовательных процессов в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

2. Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как своей страны, так и других стран мирового сообщества.

3. Развитие и все более широкое распространение обучения с использованием информационных технологий — нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющих существенным образом расширить масштабы образовательного пространства (вне расстояния, вне национальных границ).

4.   Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков [4].

Информатизация общества и, как частное проявление, информатизация образования приводят к появлению новых форм организации образования.

Развитие сети Интернет и быстрое снижение цены предоставляемых информационных услуг создают условия, когда обучение с использованием информационных технологий становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования, поскольку позволяет учащимся получать необходимый им уровень общей и профильной подготовки в средней школе.

2. Психолого-педагогические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе.

Проанализировав работы специалистов, которые занимались изучением мышления С. Л. Рубинштейна [12], П. Я. Гальперина [9], Н. Ф. Талызиной [9], М. Б. Воловича [4], Н. Н. Поспелова, В. В. Давыдова [6], Ж. Пиаже, рассмотрим теорию поэтапного формирования мыслительных действий.

Она была разработана в 50-е годы нашего столетия. Ее создателем является советский психолог и педагог П. Я. Гальперин.

По П. Я. Гальперину, любое новое умственное действие, например воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обусловливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективным, т.е. действительно ускоряющим развитие учащегося, является только такое обучение, при котором учитываются эти этапы. Такое обучение основывается не на выявлении и развитии врожденных способностей личности, а на овладении ею такими видами и способами познавательной деятельности, которые являются приобретением общества и которые позволяют личности стать членом этого общества [9].

П. Я. Гальперин широко понимает обучение. Он пишет, что обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.

В деятельности, выполняемой учащимися, П. Я. Гальперин выделяет три стороны: ориентировочную, исполнительную и контрольную. Ориентировочная сторона основана на использовании учащимися объективных условий, необходимых для выполнения определенной деятельности. Исполнительная сторона сводится к последовательности этапов преобразования объекта деятельности, а контрольная — требует от учащегося наблюдения за ходом деятельности и сопоставления ее результатов с соответствующими образцами, а при обнаружении расхождений — соответствующей корректировки ориентировочной и исполнительной составляющих этой деятельности. Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Иначе говоря, деятельность — это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса. Роль мотивации П.Я. Гальперин оценивает так высоко, что наряду с пятью основными этапами в процессе овладения новыми действиями в последних своих работах он рекомендует учитывать еще один этап — формирование соответствующей мотивации у учащихся.

Концепцию поэтапного формирования умственных действий наряду с ее создателем развивают его ученики, среди которых важную роль играет Н.Ф. Талызина, автор многочисленных исследований и работ по этой теме. Познакомимся с характеристикой вышеуказанных этапов в ее понимании.

1.  Этап создания схемы ориентационной основы деятельности. На этом этапе учащиеся получают данные о цели деятельности и ее предмете, что обеспечивает им предварительное ознакомление с деятельностью и условиями ее выполнения. Таким образом, учащиеся узнают, что является предметом учения и в какой последовательности они должны выполнять ориентационные, исполнительные и контрольные действия. Это еще не сама деятельность, а лишь система указаний на то, как учащийся должен осуществлять эту деятельность.

2.         Этап формирования материальной деятельности. Здесь уже сами учащиеся выполняют действия (например, замеряют размеры школьного класса), но только во внешней форме — материальной или материализованной. Материальная форма имеет место тогда, когда учащиеся сталкиваются с самими предметами, например с объектами природы, а материализованная — когда они выполняют действия на геометрических или физических моделях. Эти действия охватывают как ориентационную, так и исполнительную и контрольную деятельность, причем внимательное отношение ко всем трем сторонам деятельности имеет на данном этапе особое значение. Одновременно происходит название всех этих действий.

3.         Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной.

4.    Этап внутренней речи. Так же как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мысленной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму, идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации.

5. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный «продукт» этого процесса. Таким образом, поэтапно учащиеся приходят к овладению мысленными действиями, совсем не похожими на действия внешние, но являющимися их производными.

В теории П. Я. Гальперина использованы достижения кибернетики. Ее главный принцип состоит в управлении процессом обучения, которое он понимает шире, чем другие, считая его главной формой деятельности учащейся молодежи. Управление здесь доведено до своего совершенства, что и позволяет преобразовывать внутренние действия во внешние и тем самым ускорять развитие учащихся. Такие их способности, как мышление, память или внимание, остаются в тени ориентационных, исполнительных и конкретных действий, а вся эмоциональная жизнь учащегося сводится к заботе о формировании мотивации к обучению. При всем этом данная система является весьма молодой, к тому же находящейся в стадии продолжающегося развития, на основе немноголетнего опыта ее трудно оценить, что было возможно в случае рассмотрения других, уже долгое время применяющихся на практике систем [9].

 3. Информационные технологии и образование XXI века

Совершенство методов и форм современных информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми информационными технологиями мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса, на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемой и динамической адаптированности учебных программ.

Совершенно новые возможности для преподавателей и учащихся открывают Интернет и телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты — инфосферы. Инфосфера сегодня не просто обволакивает цивилизацию и проникает во все ее поры, но и творит, формирует свой, во многом еще замкнутый, мир и составляющее его сообщество посвященных. Среди творцов инфосферы уже царят иной способ мышления, новая этика и преображенная культура понимания. Становление инфосферы впервые сталкивает нас с феноменом надбиологических, пожалуй, сверхпсихологических изменений в личности человека. Компьютер, информационная техника и технология выступают не просто, как умножители интеллекта — они открывают новые измерения сознания. А живая коммуникация, неотъемлемая от информационных технологий, связывает эти измерения в единое целое, образуя упорядоченную систему новой культуры [10].

Использование компьютерных технологий создает принципиально новые возможности не только в получении человеком новых знаний, но и в совершенствовании его чувственных ощущений. Они становятся инструментальной основой быстро развивающегося нового направления в искусстве — экранного искусства, которое делает доступным миллионам людей во всех уголках Земли шедевры мировой культуры. Объединение в общем тематическом плане не только красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождение этих изображений многоаспектной текстовой информацией, музыкальными произведениями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучаемого, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получения знаний в области культуры, искусства, истории развития человечества. Вполне естественно, что эти возможности могут и должны быть эффективно использованы в системе образования будущего.

При этом необходимо исходить из того, что речь, по сути, идет о формировании особого восприятия человеком среды его обитания, в которой присутствуют объекты физической реальности наряду с представлениями о них в человеческом сознании и системе представлений в информационном пространстве, причем самое интересное и таинственное взаимодействие реализуется именно между психическим и кибернетическим пространствами.

Важно также подчеркнуть, что переход к осознанию новых реальностей, сдвигает к киберпространству базовые образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому, от формальной математики к образной, символьной, языковой, к математике мышления и коммуникации. Параллельно с обучением как формой подготовки к жизни, в киберпространстве развивается и линия учебной среды. После основополагающих принципов Выгодского, Пиаже, Брунера стало привычным говорить об интерпретации физических объектов, в процессе которой мы строим их «психические» эквиваленты в форме концептуальных моделей, а потом используем последние для того, чтобы конструировать с их помощью различные версии нашей реальности или реальностей изображаемых виртуально. Киберпространство активно вводит обратный подход, который можно было бы назвать априоризацией — вывод в кибернетическое пространство сформировавшихся в человеческой психике моделей физической и внутренней реальностей [12].

Использование информационных технологий в учебном процессе, значительно повышает качество получаемых школьниками знаний, а проведение подобных интегрированных уроков приводит к повышению интереса к учебе у учащихся и более качественному усвоению учебного материала. Исследованы и изучены активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, а также проблемные и междисциплинарные уроки, с использованием информационных технологий.

Широкое использование информационных технологий в образовании требует формирования кардинально новых этических, психологических, правовых и моральных принципов применения этих технологий в процессе обучения. Отметим, что компьютерные, информационные и коммуникационные технологии умножают наши интеллектуальные возможности, сообщают человеческому разуму новые горизонты и новые измерения. Вместе с тем, глобальная природа ИНТЕРНЕТ не только открывает широчайшие возможности для получения знаний, но также увеличивает опасность конфликта между ценностями и нормами, свойственным различным культурам и конфессиям, наша задача, как педагогов не допустить этого.

Для проведения ряда интересных исследований, позволяющих выявить влияние использования информационных технологий, в процессе обучения на качество знаний, в общеобразовательной школе. Было проведено сравнение качественного % знаний двух учебных заведений Лицей №2 и МОУ СОШ №17, г.Нальчика. Уровень знаний оказался выше, в первом учебном заведении использующем информационные технологии в учебном процессе, что говорит само за себя. Повысился уровень знаний не только в конкретной области, но и в других научных сферах, таких как: история, география, математика, химия, физика, экономика, языкознание и др.

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий, дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы образования, позволяющей на основе новых информационных технологий, обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой традиционного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Становление и последующее развитие системы образования с использованием ИТ должно в будущем привести к созданию, так называемых электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые заложат реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, которые, по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.

Последнее утверждение в первую очередь следует отнести к людям, нуждающимся в специальном образовании. В этом видится высокая гуманистическая роль новых информационных технологий в образовании, посредством которых «искусственная природа» восполняет для этой категории людей то, что не додала им естественная природа, что отняли у них войны, межнациональные конфликты, человеческая жестокость и природные катастрофы. При этом важно осознавать, что создаваемая с помощью информационных технологий коммуникационная среда общения «людей со специальными потребностями» и так называемых «обычных людей» ведет к их взаимному обогащению, расширяет новые возможности интеллектуального, физического и духовного развития человека, закладывает реальные основы осуществления провозглашенного ЮНЕСКО девиза: «Образование без границ».

 

ВЫВОДЫ

Введение в учебный процесс информационных технологий, значительно повышает качество получаемых школьниками знаний, проведение подобных интегрированных уроков приводит к повышению интереса к учебе у учащихся и более качественному усвоению учебного материала. Обобщением знаний являются тесты, сетевые олимпиады, ИНТЕРНЕТ-олимпиады. Было установлено, что при изучении материала с использованием ИТ (на примере ЛИЦЕЯ №2, г.Нальчика), уровень знаний, показанный учащимися был выше, чем у учащихся, изучавших материал по традиционной методике (МОУ СОШ №17, г.Нальчика).

Результаты показали, хорошее усвоение материала учащимися, при использовании новых методик. Критерии хорошего усвоения заключаются в том, что по новой методике обучения по которой проводились занятия, процент усвоения материала выше на 25-30% .

Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что использование ИТ в образовании, способствуют: повышению у учащихся общего уровня знаний, повышению интереса к процессу обучения в целом, что очень важно на сегодняшний день. Так же способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого из участников процесса обучения, таких как творческое мышление, самостоятельность, логичность действий и т.д.

В новом тысячелетии информационные и коммуникационные технологии способны предложить гигантские возможности для сокращения разрыва между уровнями социо-экономического развития различных сообществ и государств. Они дают нам возможность увеличить обмен знаниями и техническим опытом, активизировать диалог между культурами, улучшить взаимопонимание между странами и народами. Информационные и коммуникационные технологии предлагают всем странам мира шанс, который нельзя упустить.

Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих информационных и коммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели.

Оценивая значение и роль ЮНЕСКО в развитии информационных и коммуникационных технологий, необходимо отметить, что во всех областях компетенции ЮНЕСКО новые информационные и коммуникационные технологии формируют основу их успешного развития и совершенствования. Это непосредственная возможность для расширения обмена знаниями и умениями, для усиления творческого потенциала и межкультурного диалога, для увеличения гражданского участия и для большего понимания между нациями. Новые технологии не позволяют увеличивать разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Становление информационного общества повлечет за собой радикальные изменения в сфере производства и деловой активности людей, а также и во всей социальной сфере. Будущим поколениям предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в этом обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергии, а информация и научные знания, факторы, которые станут определять как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

 

 

 

Hosted by uCoz