Уроки Word

Главная
Уроки Access
Пр. работы Access
Уроки Excel
Пр. работы Excel
Уроки Word
Пр. работы  Word
Тесты
НП-работа
Дидак. материал
Литература

ТЕМА: Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

Для хранения текста на диске очень часто используются специальный формат файла, который называется текстовым файлом.

Текстовый файл – простейший способ организации данных в компьютере. Состоит он только из кодов таблицы символьной кодировки.

Часто в именах текстовых файлов употребляют расширения txt. – текст, Например: dogovor.txt. Текстовый файл – простейшая форма хранения текстовой информации, его содержимое может выводится на печать или на экран только в единообразном шрифте. Но с помощью компьютера возможно создание текстовых документов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы (формулы, таблицы, схемы), имеют расширение типа doc. Например: diplomnay.doc.

Для работы с разнообразными по содержанию и форме текстовыми документами существуют прикладные программы, которые называются текстовыми редакторами.

Текстовый редактор (ТР) – это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа.

Текстовый редактор — это программа, используемая специально для ввода и редактирования текстовых данных.

Этими данными могут быть программа или какой-либо документ или же книга. Редактируемый текст выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения.

Текстовые редакторы могут обеспечивать выполнение разнообразных функций, а именно:

  • редактирование строк текста;
  • возможность использования различных шрифтов символов;
  • копирование и перенос части текста с одного места на другое или из одного документа в другой;
  • контекстный поиск и замена частей текста;
  • задание произвольных межстрочных промежутков;
  • автоматический перенос слов на новую строку;
  • автоматическую нумерацию страниц;
  • обработка и нумерация сносок;
  • выравнивание краев абзаца;
  • создание таблиц и построение диаграмм;
  • проверка правописания слов и подбор синонимов;
  • построение оглавлений и предметных указателей;
  • распечатка подготовленного текста на принтере в нужном числе экземпляров и т.п.

Среда редактора.

Рабочее поле – отображает набираемый на клавиатуре текст.

Курсор – имеет вид перемещающейся по экрану черточки.

Строка состояния – в ней указываются координаты курсора (номер текущей строки, позиции в строке) номер страницы, формат текста, текущий шрифт и др.

Меню команд – это команды изменения режимов работы, файловых операций, печати, форматирования текста, обращения за справкой и др.

Возможности текстовых редакторов различны — от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы).

Наиболее известный текстовый редактор — Microsoft Word.

Полнофункциональные издательские системы — Microsoft Publisher, Corel Ventura и Adobe PageMaker. Издательские системы незаменимы для компьютерной верстки и графики. Значительно облегчают работу с многостраничными документами, имеют возможности автоматической разбивки текста на страницы, расстановки номеров страниц, создания заголовков и т.д. Создание макетов любых изданий — от рекламных листков до многостраничных книг и журналов — становится очень простым, даже для новичков.

Вопросы для закрепления темы:

1. Что такое текстовый файл?

2. Для чего предназначены текстовые редакторы?

3. Изучить все элементы среды используемого в работе редактора.

Домашнее задание: Шауцукова Л.З. Информатика. 10-11 кл.,

парагр. ______стр:_________, читать конспект, выучить определения.

 

          Тема урока: Оформление текста (шрифты, цвет символов, обрамление).

Цель урока: Рассмотреть разнообразные шрифты и начертания.  

Ход урока:

1. Организация класса: Д/з §___, стр.______, учить конспекты, выучить определения.

2. Проверка Д/з: Опросить по дом. §____, опрос с места по конспекту (определения).

3. Новая тема:

Ввод-редактирование — это основной режим работы текстового редактора.

При записи текста на бумаге мы пользуемся ручкой или карандашом. Ввод (запись) текста в память компьютера производится с помощью клавиатуры. Если в прежние времена, до массового распространения ПК, быстро набирать текст на клавишах пишущих машинок умели только профессиональные машинистки, то сейчас этот навык становится необходимым для большинства людей. На занятиях в компьютерном классе вам поможет овладеть этим навыком учитель. Кроме того, существуют специальные учебные программы-тренажеры, развивающие умение быстро работать с клавиатурой.

При работе с текстовым редактором в режиме ввода-редактирования по экрану дисплея перемещается курсор, который указывает текущую позицию для ввода. Символ, соответствующий нажатой клавише, помещается в позицию курсора, который после этого перемещается на один шаг вправо или, если достигнут конец строки, в начало следующей строки.

Под редактированием понимается внесение любых изменений в набранный текст. Чаще всего приходится стирать ошибочный символ, слово, строку; заменять один символ на другой; вставлять пропущенные символы, слова, строки. В процессе редактирования текста пользователь может из­менять шрифты, форматировать текст, выделять фрагменты и манипулировать ими (переносить, уничтожать, копировать). В многооконных редакторах можно «разложить» сразу несколько документов в разных окнах и быстро переходить от одного к другому.

Разнообразные шрифты и начертания. Обычная пишущая машинка может печатать тексты только одним шрифтом. В текстовом документе, созданном на компьютере с по­мощью текстового редактора, могут использоваться разнообразные шрифты. Современные текстовые редакторы дают наборы шрифтов. У каждого шрифта есть свое название. Например: Arial, Times New Roman, Serif и др. Бук­вы одного шрифта могут иметь разные начертания. Различаются обычное (прямое) начертание, курсив, по-лужирное начертание. Кроме того, представляется воз­можность подчеркивания текста. Вот несколько примеров:

Это обычное начертание шрифта Times New Roman

Это курсив шрифта Times New Roman

Это полужирное начертание шрифта Times New Roman

Это полужирный курсив шрифта Times New Roman

Это пример подчеркнутого текста.

Текстовые редакторы, работающие в среде Windows, позволяют управлять размером символов.

Сдедует иметь в виду, что если текстовый редактор позволяем менять шрифты, начертания и размеры, то в памяти приходится хранить не только коды символов, но и указание да способ их изображения. Это увеличивает размер файла о текстом. Информацию о шрифтах воспринимают программы, управляющие выводом текста на экран или на печать. Именно они и создают изображение символов в нужной форме.

Практически все редакторы, распространенные в нашей стреле, позволяют использовать как русский, так и английский алфавиты.

This is an example of English text.

                             

                        ТЕМА УРОКА: Форматирование абзацев.

Абзац является одним из основных объектов текстового документа. Абзац с литературной точки зрения — это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом (маркером) конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши {Епtеr} и отображается символом ¶, если включен режим отображения непечатаемых символов.

1. Форматирование абзацев

1. Для включения режима ото­бражения непечатаемых сим­волов абзаца ввести команду [Сервис-Параметры...] и на диалоговой панели Парамет­ры на вкладке Вид установить флажок символы абзацев.

Абзац может состоять из любого набора символов, рисунков и объектов других приложений. Форматирование абзацев позволяет подготовить правильно и красиво оформленный документ.

Выравнивание абзацев. Выравнивание отражает расположение текста относительно границ полей страницы. Чаще всего используют четыре способа выравнивания абзацев:

По левому краю — левый край ровный, а правый рваный.

По центру — оба края имеют неровные очертания, однако каждая строка абзаца симметрична относительно середины.

По правому краю — правый край ровный, а левый рваный.

По ширине — оба края ровные, то есть располагаются точно по границам страницы. В этом случае последняя строка абзаца ведет себя как при левостороннем выравнивании.

Отступ первой строки (красная строка). Чаще всего абзац начинается отступом первой строки. Отступ может быть различных типов.

Положительный отступ (отступ), когда первая строка начинается правее всех остальных строк абзаца, применяется в обычном тексте.

Отрицательный отступ (выступ), когда первая строка выходит влево относительно остальных строк абзаца, применяется в словарях и определениях.

Нулевой отступ, применяется для абзацев, выровненных по центру и для обычного текста.

Отступы и интервалы. Весь абзац целиком может иметь отступы слева и справа, которые отмеряются от границ полей страницы. Так, эпиграф к художественному произведению или реквизиты адресата в заявлении имеют отступ слева, а при изготовлении углового штампа можно использовать отступ справа.

Отступ абзаца слева, все строки абзаца смещены на заданное расстояние вправо.

Отступ абзаца справа, все строки абзаца смещены на заданное расстояние влево.

2. Для выравнивания абзаца ввести команду [Формат-Абзац...] и на появившейся диалоговой панели Абзац сделать необходимые установки. На вкладке Отступы и интервалы для установки типа выравнивания выделенных абзацев выбрать соответствующий элемент раскрывающегося списка Выравнивание:.

Для установки типа отступа первой строки абзаца выбрать необходимое значение в раскрывающемся списке первая строка: и установить конкретное числовое значение отступа с помощью счетчика. Для задания отступа абзаца целиком от границ полей страницы выбрать нужное значение отступа с помощью счетчиков Отступ слева: и справа:.

Для того чтобы текст выходил на левое (правое) поле страницы, задать отрицательное значение отступа.

Расстояние между строками документа можно изменять, задавая различные значения междустрочных интервалов (одинарный, двойной и так далее). Для визуального отделения абзацев друг от друга можно устанавливать увеличенные интервалы между абзацами.

3.   Межстрочный интервал выбирают с помощью выпадающего списка междустрочный:, а интервал перед (после) абзаца — с помощью счетчиков Интервал перед: и после.

4.   Вкладка Положение на странице позволяет установить требуемое распределение абзацев по страницам, то есть можно запретить разрывать абзац между страницами, оставлять на странице первую или последнюю (висячую) строку и так далее. Часто бывает полезно запретить в абзаце автоматический перенос слов.

ПРИМЕРЫ:

Абзац с выравниванием по центру, шрифт Аrial, размер 14 пт, полужирный.

  Абзац с выравниванием по левому краю, отступ пер­вой строки, шрифт Times New Roman, размер 10 пт, курсив.

   Абзац с выравниванием по левому краю, отступ пер­вой строки, шрифт Times New Roman, размер 12 пт, подчеркнутый.

                        

                                  Тема урока: Форматирование текста.

Цель урока: Рассмотреть понятие формата текста. Орфографический контроль. Работа с файлами.

Ход урока:

1. Организация класса: Д/з §___, стр.______, учить конспекты, выучить определения.

2. Проверка Д/з: Опросить по дом. §____, опрос с места по конспекту (определения).

3. Новая тема:

Под форматом печатного текста понимается расположение строк (длина строки, межстрочное расстояние, выравнивание текста по краю или по середине строки); размеры полей, страниц.

Параметры формата (размер строки, межстрочное расстояние) устанавливаются пользователем перед вводом текста и в дальнейшем автоматически выдерживаются текстовым редактором. Пользователю остается только набирать текст.

Так, например, текстовый редактор управляет размером строки. После установки размера строки текстовый редактор сам следит за окончанием строк: как только длина набираемой строки достигнет предела, происходит переход к новой строке (в память записывается символ конца строки).
    
При переходе к новой строке может происходить автома­тическое выравнивание набранной строки по краям или по центру текста, если режим выравнивания установлен в текстовом редакторе. Вот два примера текста: в первом режим выравнивания правого края был установлен, во втором — нет. 

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

У   лукоморья  дуб  зеленый,

Златая  цепь   на   дубе   том.

И днем и ночью кот ученый

Все  ходит по  цепи  кругом.

Некоторые текстовые редакторы производят автоматический перенос слов, соблюдая правила переноса.

Если вы ввели текст в определенном формате, а потом решили изменить формат, то с помощью текстового редактора это легко сделать. Достаточно установить новые параметры формата и отдать команду «Переформатировать текст» (весь текст, или абзац, или выделенный фрагмент текста).

Орфографический контроль

Редкий человек не делает при письме ошибок. Когда воз­никают сомнения в написании какого-нибудь слова, мы за­глядываем в орфографический словарь. Современный текстовый редактор может помочь пользователю и в такой ситуации. В тех текстовых редакторах, в которых реализован режим орфографического (лексического) контроля, во внешней памяти хранится достаточно большой словарь. Благодаря этому становится возможным автоматический поиск ошибок в тексте.

Часто текстовые редакторы дают возможность пользова­телю дополнять свой орфографический словарь. Пользуясь этой возможностью, будьте очень внимательны. Не внесите в словарь ошибок!

Работа с файлами

Дисковая память — хранилище текстов, создаваемых с помощью текстового редактора. Значит, работая с текстовым редактором, пользователь должен иметь возможность выполнять основные файловые операции:

— создать новый файл;

— сохранить текст в файле;

— открыть файл (загрузить текст из файла в оперативную
память).

В системе команд текстового редактора имеется коман­да включения режима работы с файлами. Обычно она так и называется: ФАЙЛ. Затем пользователь отдает одну из команд: СОЗДАТЬ, СОХРАНИТЬ, ОТКРЫТЬ. Обращение к конкретному файлу происходит путем указания его имени.

Печать документа

Тексты, создаваемые с помощью текстового редактора, в конечном итоге распечатываются на бумаге. Для этого предусмотрен режим печати. Он включается командой ПЕЧАТЬ.

Во-первых, компьютер для этого должен быть оснащен устройством печати — принтером. Во-вторых, поскольку существует очень много разных типов принтеров, то компьютер должен быть настроен на работу именно с тем принтером, который имеется в наличии. Настройка на тип принтера происходит путем установки специальной системной программы управления принтером, называемой драйвером. Поэтому имейте в виду, что если на вашей машине не пошла печать, то это еще не значит, что неисправен принтер. Вполне возможно, что с принтером работает «чужой» драйвер.

Обычно текстовые редакторы позволяют настроить рабо­ту принтера на определенный режим. Можно, например, выполнить черновую печать, которая производится быстрее всего, но с низким качеством, можно установить режим вы­сококачественной печати, если требуется получить «краси­вый» документ.

Помощь

Одно из главных условий «дружественности» программно­го обеспечения — наличие помощи пользователю. Это делается в форме подсказки, справочника, учебника, хранимого во внешней памяти компьютера. Обычно обращение к режиму помощи происходит по команде СПРАВКА или ПОМОЩЬ или «?». Получив справку, пользователь выходит из режи­ма помощи и возвращается к тому этапу работы, который был прерван.

                                      Коротко о главном

Основные режимы работы текстового редактора:

ввод-редактирование;

поиск и замена;

орфографический контроль;

работа с файлами;

печать;

помощь.

                              Вопросы и задания

1.         Перечислите основные режимы работы текстового редактора.

2.         Какие основные типы шрифтов используются в текстовом редакторе?

3.         Что понимается под форматированием текста?

4.         Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?

5.         Какие возможности предоставляет многооконный редактор?

6.         Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?

7.         Что такое орфографический контроль? На каком устройстве хранится орфографический словарь?

8.         Какие файловые операции можно выполнять, работая в текстовом редакторе?

9.         Как распечатать текст на бумаге? Какие технические и программные средства для этого необходимы?

10.Как воспользоваться режимом помощи?

         Что должны научиться делать, изучив данную тему ученики:

o       Набирать текст в одном из текстовых редакторов.

o       Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором.

o       Сохранять текст на диске, загру­жать его с диска, выводить на печать.

 

 

 

 

Hosted by uCoz